Одно из определений Новосибирска — город студентов. Университеты, академии, институты… Их общее количество сегодня приближается к пятидесяти. Как же при таком изобилии не ошибиться и выбрать правильный вуз для обучения в Новосибирске? Ведь, как ни крути, альма-матер мы выбираем на пять-шесть лет, а будущую специальность — бывает, что и на всю жизнь. И тут проблема — как бы не промахнуться и не оказаться потом у разбитого корыта с невостребованным дипломом и специальностью после учёбы в Новосибирске. Советы будущим студентам дает кандидат политических наук, ректор САУМК(И) Анатолий Иванович Степанов.
— Сразу оговорюсь, что при ответе на поставленный вопрос не хотелось бы пускаться в банальности, то есть — лишний раз напоминать нынешним абитуриентам и их родителям, что к выбору учебного заведения надо отнестись очень серьезно, поскольку полученное качественное образование может стать действительно достойным подспорьем в жизни. Здесь совершенно очевидно, что в деле выбора своей альма-матер должны срабатывать очень веские причины. Не такие, как, скажем, близость учебного заведения к дому. Поэтому сразу «беру быка за рога» и перехожу к составляющим, из которых складывается современное высшее образование.
Первое, на что обратил бы внимание — у выбранного вами образовательного учреждения должно быть все в порядке с юридической точки зрения. У вуза должна быть лицензия, дающая право на ведение образовательной деятельности. Лицензия должна находиться в каждом учебном заведении на самом видном месте, чтобы любой желающий мог самостоятельно с ней ознакомиться. Ее наличие дает право вузу заниматься образовательной деятельностью по обозначенным в документе направлениям. При этом каждые пять лет каждое учебное заведение по каждой специальности (независимо от форм собственности) должно пройти процедуру аккредитации и очередное лицензирование.
«Вопрос вопросов» — качество обучения. Любая полученная вами достоверная информация, характеризующая репутацию вуза, пойдет вам на пользу. Помните также, что вы совершите непростительный промах, если не постараетесь выявить: а как здесь характеризуется преподавательский состав? Есть ли среди ваших будущих педагогов доктора и кандидаты наук? По современным требованиям, их должно быть не менее 60% от общего преподавательского состава. И если вдруг вуз «пестрит» исключительно школьными учителями или (что тоже иногда бывает) вообще случайными людьми — здесь надо проявить максимальную осторожность. Ведь это означает, что высшее образование вряд ли будет качественным.
Второй важный момент — наличие материально-технической базы для осуществления учёбы в Новосибирске. Учебное заведение должно располагать пригодными для нормальной образовательной деятельности учебными кабинетами, лабораториями, мебелью, оргтехникой и т.д. А если студенты занимаются в цокольном помещении или в одном-единственном кабинете, то лучше отказаться от услуг такого «вуза». Кстати, о помещении: оно должно либо являться собственностью образовательного учреждения (в этом смысле тоже бывает полезно ознакомиться с соответствующими документами), либо находиться в долгосрочной аренде, которая также обеспечивает надежность этого учебного заведения.
Мой третий совет — обязательно надо ознакомиться с учебными планами подготовки специалистов, постараться внимательнейшим образом выяснить, как они разработаны. Это тоже в целом дает понимание ситуации — с каким вузом вы имеете дело. Такие учебные планы, в первую очередь, должны соответствовать государственным образовательным стандартам для обучения в Новосибирске. Иными словами, если вы видите своими глазами предъявленный вам учебный план, в целом совпадающий с государственным образовательным стандартом — можете оставаться спокойными. Кстати, сведения о программах высшего образования и их аккредитации можно найти на сайте Центра академического образования (www.aic.lv) и на сайте Центра оценки качества высшего образования (www.aiknc.lv).
Если же речь идет о подготовке в вузе специалистов по «новым» специальностям, например, таким как «Реклама» или «Связи с общественностью», здесь тоже может быть повод для выяснения: а, собственно, кто преподает профессиональные дисциплины по данной специальности? Являются ли эти преподаватели практиками? Если же они сильны только в пересказе каких-то учебников, то, конечно же, стоит усомниться в практической пользе от такого преподавания. То же самое можно сказать и относительно мест проведения учебной практики. Ведь сегодня по целому ряду дисциплин обучение будущих специалистов без практических занятий невозможно.
Еще один момент, касающийся платного обучения (в государственных вузах его получают на сегодняшний день порядка 75% от общей численности студентов): в этом случае важно уметь соотнести «цену вопроса». То есть, следует, помимо всего прочего, выяснить размер оплаты. Так, в Новосибирске по одним и тем же специальностям оплата обучения в разных вузах отличается в 1,5-2 раза. Здесь, как в известной рекламе, стоит задаться вопросом: зачем платить больше? И не всегда высокая оплата за обучение является полным синонимом качественного образования. Например, при осуществлении более эффективного управления вузом, упрощенной системе налогообложения и существовании дополнительных источников финансирования стоимость обучения может быть невысокой.
И еще — следует помнить, что не всякий старый (с многолетней историей да к тому же крупный вуз) может гарантировать качественное обучение определенной специальности. В конце концов, в целом по стране около 40% составляют вузы, где количество студентов не превышает тысячи человек. Тем не менее, подавляющее большинство из них — учреждения с достаточно высокой репутацией. С другой стороны, в 90-е годы прошлого века в так называемых «старых» вузах было введено много новых, модных на тот период специальностей. Как правило, они не имели (или не имеют) никакого отношения к профилю данного учебного заведения.
Например, как следует относиться к тому, что в техническом вузе открываются гуманитарные факультеты? Наверняка, обучение гуманитариев здесь не имеет своих традиций или заметно отстает, если сравнивать его с преподаванием профильных предметов. В общем, если сомнения на сей счет у вас появились, то будет разумным, не откладывая дела в долгий ящик, заняться выяснением уже известных вопросов: каков здесь преподавательский состав? Где проводится практика? Чем занимаются студенты данного факультета во внеучебное время? Комфортные ли условия для обучения?
И последнее небольшое дополнение. Вопрос выбора учебного заведения во многом индивидуальный. Мотивы поступления в тот или иной вуз могут быть абсолютно разными. Сколько раз случалось, что человек провел в стенах заведения 3-4 года, числился неплохим студентом и вдруг понял, что это не его альма-матер. Так что «плохой вуз» для одних — может оказаться «попаданием в десятку» для других. К тому же привычное для нас деление на «своих» и «чужих» в плане имеющихся отличий между высшими учебными заведениями тоже иногда бывают очень условным. Например, деление на государственные и негосударственные.
Не только в Новосибирске «негосударственники» заняли достаточно серьезную нишу в деле высшего образования — в целом по стране в негосударственных вузах обучаются порядка 1,5 млн. человек. И в плане законодательства, и в сугубо политической сфере все идет к тому, что данный сектор высшего образования будет серьезно развиваться и дальше. Ведь в этих заведениях преподавание ведется по тем же государственным стандартам, что и в государственных образовательных учреждениях. К тому же, в негосударственных вузах есть свои преимущества — индивидуализация обучения, более гибкий план работы и практики, более низкая цена за обучение (на 30-40% меньше, чем в государственных вузах).
В целом же, к выбору вуза стоить подходить основательно, как к выбору товаров длительного пользования: квартиры, дачи или машины.