25.08.2014
Мало кто знает, что река Обь хранит множество легенд о пароходах, не вернувшихся из своего плавания. Одна из них - легенда о "сибирском титанике", которую я и сам недавно узнал, но знаете ли вы о ней?
Это было самое трагическое в истории города кораблекрушение и произошло оно в ночь с 9 на 10 мая 1920 года под нашим железнодорожным мостом. Пароход "Совнарком" отправился рано утром из Барнаула в Новониколаевск. Это был корабль построенный за рубежом. Прежде он принадлежал иностранной компании, но затем его приобрела одна барнаульская фирма. После революции всё имущество компании было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", стал называться "Совнарком".
И вот, корабль отбыл из Барнаула, гружённый людьми и разным грузом в свой последний рейс. Поздно вечером, корабль приблизился к Бердску и чтобы не плыть во тьме, экипаж решил заночевать в городе. Однако на борту находились вооружённые люди, которые под угрозой расправы приказали продолжить путь. Видимо им очень нужно было попасть в Новониколаевск.
В ночь с 9 на 10 мая корабль приблизился к Железнодорожному мосту через Обь. Капитан отправил на палубу вперёдсмотрящего. Мост был освещён несколькими белыми и одной красной лампочкой. Её то и приняли за сигнал фарватера. Неожиданно, в кромешной тьме, перед носом судна возникала каменная стена "быка" - четвёртой опоры моста, над которой горел манящий красный свет. Поздно заметив препятствие капитан судна решил сгладить удар, но это мало помогло. Удар пришёлся на середину корпуса, в результате образовалась дыра, в которую моментально хлынула вода. Затем произошёл взрыв, вероятно взорвался котёл, корабль разорвало пополам. "Совнарком" погрузился на дно за считанные минуты. Ему на помощь пришли два парохода, но многим пассажирам это не помогло. Большинство мелких обломков с ещё живыми людьми унесло вниз по течению, но поутру они превратились в окоченевшие трупы. По неполным данным из 400 человек, находившихся на "Совнаркоме", спаслось чуть меньше ста. Ещё в течении нескольких дней после крушения, вниз по течению местные жители находили трупы людей, которые не смогли выбраться из холодной воды.
Виталий Семиренко
Рубрика "Страничка истории"
Купаясь на Новосибирском Городском пляже можно заметить, что течение выбрасывает на берег шестерёнки и железяки. Многие наверно думали, что это просто мусор, отчасти это так. Но если вы знаете историю Новосибирска, то догадались бы, что весь этот "мусор" когда-то мог быть и кораблём.Мало кто знает, что река Обь хранит множество легенд о пароходах, не вернувшихся из своего плавания. Одна из них - легенда о "сибирском титанике", которую я и сам недавно узнал, но знаете ли вы о ней?
Это было самое трагическое в истории города кораблекрушение и произошло оно в ночь с 9 на 10 мая 1920 года под нашим железнодорожным мостом. Пароход "Совнарком" отправился рано утром из Барнаула в Новониколаевск. Это был корабль построенный за рубежом. Прежде он принадлежал иностранной компании, но затем его приобрела одна барнаульская фирма. После революции всё имущество компании было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", стал называться "Совнарком".
И вот, корабль отбыл из Барнаула, гружённый людьми и разным грузом в свой последний рейс. Поздно вечером, корабль приблизился к Бердску и чтобы не плыть во тьме, экипаж решил заночевать в городе. Однако на борту находились вооружённые люди, которые под угрозой расправы приказали продолжить путь. Видимо им очень нужно было попасть в Новониколаевск.
В ночь с 9 на 10 мая корабль приблизился к Железнодорожному мосту через Обь. Капитан отправил на палубу вперёдсмотрящего. Мост был освещён несколькими белыми и одной красной лампочкой. Её то и приняли за сигнал фарватера. Неожиданно, в кромешной тьме, перед носом судна возникала каменная стена "быка" - четвёртой опоры моста, над которой горел манящий красный свет. Поздно заметив препятствие капитан судна решил сгладить удар, но это мало помогло. Удар пришёлся на середину корпуса, в результате образовалась дыра, в которую моментально хлынула вода. Затем произошёл взрыв, вероятно взорвался котёл, корабль разорвало пополам. "Совнарком" погрузился на дно за считанные минуты. Ему на помощь пришли два парохода, но многим пассажирам это не помогло. Большинство мелких обломков с ещё живыми людьми унесло вниз по течению, но поутру они превратились в окоченевшие трупы. По неполным данным из 400 человек, находившихся на "Совнаркоме", спаслось чуть меньше ста. Ещё в течении нескольких дней после крушения, вниз по течению местные жители находили трупы людей, которые не смогли выбраться из холодной воды.
Виталий Семиренко